вторник, 12 апреля 2011 г.

В ПОИСКАХ БОЖЕСТВЕННОГО - ДЖОН С.ХИСЛОП


Этот очерк представляет читателю лишь небольшую часть из тех бесчисленных лекций, которые доктор Хислоп прочитал во многих старанах мира за свои 25 лет служения делу мира и истине в лице живого аватара ХХ столетия – Шри Сатья Саи Бабы. Джон Хислоп провел большую часть из своих 90 лет в поисках духовной разгадки тайны человеческой жизни. Путешествуя из одного духовного центра в другой, он не догадывался, что только через 50 лет странствия приведут его к свету духовного учения Сатья Саи Бабы, живущего в Индии. Тогда-то и началась наиболее захватывающая часть его биографии.

С глубоким уважением мы подносим нашу высшую любовь и благодарность Бхагавану Шри Сатья Саи Бабе, который вдох-новляет весь мир и своих духовных детей на пути постиже-ния законов дхармы жизни и собственного «я».

«Судить о нас должны не по исповедуемому нами мировоззрению, навешенному на нас ярлыку и провозгла шаемым нами лозунгам, но по нашим делам, усердию, способности к жертве, честности и чистоте характера. Осознайте, 
что «небеса» - у вас внутри, и тогда все ваши желания сразу же исполнятся и придет конец всем вашим горестям и страданиям. 
Почувствуйте, что ваше «я» выше тела и окружающих его условий, выше ума с его импульсами, 
выше стремления к успеху и выше страха.
Самая главная причина страданий этого мира в том, что люди не обращаются внутрь себя, а полагаются на внешние силы».
С любовью,
Шри Сатья Саи Баба
30 сентября 1980 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.       НАЧАЛО ДВОЙСТВЕННОСТИ
2.     ЗАДАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВОПРОС
3.     СЛИЯНИЕ СО СВАМИ
4.     ОЧИЩЕНИЕ УМА И СЕРДЦА
5.     КАК МОЖНО ПРАКТИКОВАТЬ ОБА ПУТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ
6.     МОЙ ЛИЧНЫЙ ОПЫТ "Я НЕ ТЕЛО"
7.      ЧТО ОЗНАЧАЕТ КОНТРОЛЬ ЧУВСТВ



САН-ДИЕГО, КАЛИФОРНИЯ,
4 февраля 1986 г.

НАЧАЛО ДВОЙСТВЕННОСТИ

       Свами говорит, что созидание бесконечно и что первый пере-ход неделимого сознания к двойственности, то есть восприятие себя как объекта, проявляется в виде гранита, камня. Затем скала умирает и перевоплощается деревом. После этого опыта дерево умирает и перевоплощается животным, а затем, после очень долгого периода получения опыта животное переходит на ста-дию человеческого существа. Всего существует семь шагов в этом путешествии к состоянию проявленности, затем – множествен-ности, а затем – обратно к сердцу, к единению. Это камень, растение, животное, человек, сверхчеловек, космическое и божественное.
       Процес, направленный к проявлению может продолжаться многие миллионы лет, миллионы и миллионы перерождений. И это вполне закономерно. Никто не обязан выбирать духовную жизнь и начинать стремиться к самой сердцевине истины, пока внутри у него не появится соответствующий импульс. Обращать людей в веру и побуждать их вести духовную жизнь имеет смысл лишь тогда, когда они созрели для этого. И тогда, наверное, это станет самым лучшим, что вы только можете для них сделать. Но в большинстве своем мир ещё не готов к этому и никогда не будет готов, потому что у жизни существует постоянная направлен-ность к проявлению, пока она проходит процесс прогрессивной эволюции.

  
ЗАДАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВОПРОС

       Что же побуждает человека заинтересоваться духовностью? Что побуждает человека приходить в места, подобные этому, вместо того  чтобы остаться дома, поговорить с друзьями, посмотреть телевизор?
       Причина в том, что вы уже прошли через весь этот процесс, - иначе вас бы тут не было. Так или иначе в глубине своего сердца вы начали задавать себе серьезные вопросы. Спрашивая, важно правильно поставить ворос, а наблюдая, важно уметь разделять существенное и несущественное. По своей собственной жизни вы, должно быть, уже заметили, то удовлетворение всех ваших желаний, то есть состояние проявленности, двойственности, воз-никает в нас из-за нащего же собственного ума. Наши жизненные токи приходят в движение, мы направляем все силы на удов-летворение наших желаний и сполна наслаждаемся жизнью.
       Многие люди не хотят освобождаться, не хотят найти себя. Они хотят оставаться погруженными в эту жизнь. Они хотят возвращаться назад снова и снова и наслаждаться жизнью. Вы обнаружите, что многие люди скажут вам именно это, даже те, чьи возможности очень ограничены.


СЛИЯНИЕ СО СВАМИ

       Свою духовную жизнь обычно начинают с того, что задаются вопросом: может ли что-нибудь дать мне удовлетворение, которое будет длиться вечно? Существует ли такой объект желания, который постоянно приносил бы мне наивысшее счастье и никогда бы не превратился в то, что делает меня, напротив, несчастным? Это справедливый вопрос. А затем вы начинаете думать: как же мне приступить к поискам этого? Что же мне нужно делать? Считается, что процесс отречения сложен.
       Есть два основных пути, ведущих к отрешенности от пут сансары. Как говорит Свами, или вы должны слиться со Свами в единое неделимое сознание, являющееся вашей истинной сущностью, или Свами должен слиться с вами. Эти два пути определены ещё с древних времен.
       Для того, чтобы слиться со свами, есть путь преданности, а для того, чтобы свами слился с вами, есть путь знания, джняны, или путь отречения. Он говорит, что нужно или полностью отдалиться от этого мира чувственных объектов, или же познать в этом мире Всевышнего, представлять Его и поклоняться Ему. Последний – это путь преданности, и Свами его рекомендует. На пути пре-данности, пути слияния с Богом все ограничения исчезают, как сон, как облако в ветреный солнечный день, исчезают естест-венно, без каких-либо усилий, пока однажды не обнаружишь, что ты неотличим от Бога, что Бог в твоем сердце и что только Бог существует. Это окончательная, настоящая свобода – осознание, что всё есть Бог, а всё видимое – это, наоборот, иллюзия, это всё временно, переходящее.


ОЧИЩЕНИЕ  УМА  И  СЕРДЦА

       Однажды у меня возник вопрос: «Я со Свами уже много лет, но всё же продолжаю сомневаться в Нем. Я исполнен преданности, но, несмотря на это, сомнения всё же возникают. Что же это значит, как следует к этому относиться?» Это естественный и честный вопрос. Вопрос, который приносит много беспокойств, и поэтому на него обязательно нужно ответить.
     А ответ, конечно, таков: в гуру нужно сомневаться. Если кто-то собирается обрести веру в гуру, доверять ему и изменить свою жизнь в соответствии с учением своего наставника, он должен оспаривать его. Нужно сомневаться в гуру и разрешить все свои сомнения до того, как вверить всою жизнь этому колесничему. Так что сомневаться правильно.
       Если ваш ум искренен, вы сможете преодолеть сомнения. А если кому-то не удасться справиться с сомнениями, идя по пути преданности, то ему нужно вступить на другой путь, на тот, что открыт всем, - путь разума, различения, отрешенности, непривязанности. Пусть он медленный и сложный, но зато никто не потерпит здесь неудачу. Так что если верующий понимает, что не может по своей преданности полностью вручить себя Богу, пускай он идет по пути джняны пути знаний, пути понимания жизни, освященному веками.
       Свами говорит, что единственная цель духовной практики, садханы, - это очищение ума и сердца. Свами и святые древности утверждают, что когда ум и сердце будут очищены, истина, подобно молнии, озарит ваше сердце и ум. И это положит конец заблуждениям, боли и страданиям. Оба эти пути проясняют ум и очищают сердце. Нам представлена эта замечательная возмож-ность, и мы должны её использовать.

КАК  МОЖНО  ПРАКТИКОВАТЬ  ОБА  ПУТИ  ОСВОБОЖДЕНИЯ

       Конечно же, лучше всего найти опору всё-таки в одном из них. Если это путь приверженности, вам надо помнить: на что бы вы ни смотрели, во всем нужно видеть Бога. Бог – это реальность. Божественность это реальность всего, и даже если кажется, что двойственность существует, - это всего лишь иллюзия. Да не буду я обманут этой иллюзией! Находясь в этом физическом теле, я вынужден совершать действия в дуалистическом мире. Если я не буду так поступать, то буду быстро уничтожен. Но умом я могу быть свободен от этой иллюзии, могу осознавать, что Бог – это всё.
       Например, мы видим, что у нас разная внешность, разные характеры, однако все мы можем смириться с этим. Свами говорит: «Пусть тела пребудут раздельно, а сердца - вместе», - и в то же время вы должны понимать, что под прикрытием этой реальности все мы едины с Богом. Когда мы смотрим на кого-либо, мы смотрим поверх его личности. Осознавая, что Бог – это сущность его сердца.
       Человек движется. Какова же энергия, что приводит его в движение? Человек размышляет. Что за энергия заставляет работать его ум? Это универсальная энергия, сила, превосходя-щая ум, превосходящая всё. Универсальное Сознание, вселенская энергия – таков ум, такова реальность каждого. А без этой энергии никто из нас не смог бы жить.
       Здесь присутствуют все пять элементов. В этом источник жизни. Таков путь преданности – всегда думать о Боге, осознавая, что деятель – это не мы. Я двигаю своей рукой и думаю, что это делаю я. Как это нелепо! Моей рукой движет энергия, руку заставляет двигаться ум. Более того, ум – это не я, это не моя личность. То же самое происходит и с вами. Так что преданный принимает всё это и говорит: «Это не я». В «я» нет реальности, тот, кто делает всё, - это Бог. Бог – универсальное сознание. Таков путь преданности.
       Старинное изречение Вед гласит, что преданность перетекает в мудрость, а мудрость – в преданность. Даже на пути джняны, знания, должна быть преданность, а с другой стороны, наверное, нет такого преданного, кто не обрел бы ни одной крупицы знания. По мере того, как он приближается к Богу и осознает единство себя и других, он уже встает на путь различения и отрешения. Сейчас же я имею в виду, что начинающим, кем мы с вами являемся, основное внимание нужно уделять одному из этих двух путей.

МОЙ  ЛИЧНЫЙ  ОПЫТ  «Я НЕ ЕСТЬ ТЕЛО»

       Любой из нас может получить этот опыт. Это очнь просто. Прежде всего есть ли хоть один человек, который бы отрицал, что он существует? Нет, все мы знаем, что существуем. Совершенно очевидно, что мы находимся здесь. Это единственное, что мы знаем. Это мы знаем на собственном опыте, мы осознаём себя,. И многие святые советуют нам – наиболее детально объясняет это Рамана Махарши – сконцентрироваться на этом ощущении осознанности и вернуться к своему сознанию. Погружаться всё глубже и глубже в свое сознание, в чувство бытия, пока очень скоро вы не подойдете к той области сознания, когда поймете, что это абсолютно то же самое ощущение, что вы испытывали, будучи маленьким ребенком. Вы не стали другим, ничего не узнали, ничего не достигли. Всё осталось точно таким же. Ничего не изменилось.
       Любой может это сделать. Вы можете это сделать, и ничто не может вас остановить. Только вы сами. Кто может запретить вам взглядеться в себя? И когда вы обнаружите этот уровень сознания, спросите себя: где я? И вы поймете, что там нет чувства личности, индивидуальности.Там не «я», есть только бытие и сознание.
       Все могут это. Вы можете. Всё, что вам нужно сделать, - это посмотреть внутрь себя. Фокус заключается в том, чтобы удерживать ум на этом, потому что он постоянно стремится вырваться наружу и броситься получать новый опыт. Но всё это лишь временно. Свами говорит, что в таком опыте нет большой ценности, потому что это может вас захватить и вы подумаете, что что-то происходит, хотя на самом деле останетесь таким же, как и раньше.
       Он говорит, что для того, чтобы освободиться, нам не обяза-тельно нужна чья-то помощь. Нет необходимости что-то делать. Как  только мы сможем отказаться от эго, мы осознаем себя как вечное сознание, как реальность. Нужно просто отстраниться от эго. Больше ничего делать не надо! Не нужна садхана. Не нужно отрешение. Ничего не нужно. Просто избавьтесь от эго.
       Свами говорит, что на пути прогрессивной эволюции мы дошли до уровня человека. Но Он говорит, что эта стадия не обязательна должна быть полностью пройдена для того, чтобы в дальнейшем переродиться сверхчеловеком. Он говорит, что это можно сделать мгновенно. Умрите как человек, будьте Богом. Просто чистым бытием, и ничем больше. Не надо быть кем-то. Не быть ни мужчиной, ни женщиной, ни телом. Не быть ничем. Просто бытьэто божественность, божественное сознание.
       Он говорит: для того, чтобы божественное сознание было постоянным, - когда существует только Бог, - нужно разрушить ум. Пока существует ум, существует мир, потому что мир существует в уме. Пока существует ум, будут возникать мысли и мы будем возвращаться к человеческому существованию. Но проблема в том, что, хотя и возможно быть абсолютно свободным, не быть привязанным, освободиться от рождения и смерти, познать свое единство с Богом, мы этого не делаем. Мы молим о помощи кого-то, кто знает истину, например Свами, и просим Его «Господи, помоги нам! Я Твой слуга. Господи, помоги мне. Мне нужна Твоя милость».
        Его милость обретается по мере занятий садханой, духовной практикой, которой Он нас обучает. И если мы не можем просто взять и совершить решающий прыжок из того состояния, в котором находимся сейчас, к совершенной свободе, нам нужно очищать ум и сердце постепенно, а не мгновенно, как в квантовом переходе.
       Простой путь духовной практики – это помогать тем, кто менее удачлив, чем мы, занимаясь бескорыстным служением. Обычно мы чувствуем себя выше уличного бродяги, жалкого и грязного. Мы не пригласим его в дом и не поделимся с ним своими вещами. Но если отнесемся к нему как к несчастному человеку и поможем ему, мы превзойдем свое эго. Вы должны непременно осознавать, что этот несчастный – Бог, играющий одну из своих ролей. Бог играет роли за всех. Так смотрите поверх роли и видьте Бога.
       Поэтому Свами и дает нам всем эти уроки. Цель у этого одна – очистить наше сердце и ум. Он говорит, что вся вселенная, всё то, что мы делаем, все проблемы, с которыми сталкиваемся, все сны, которые видим, - как спя, так и бодрствуя, - всё это происходит потому, что мы так хотим. Он говорит: «Вы делаете это, потому что вам нравятся сны. Вы можете прекратить их в любое время». Но если мы не можем сделать делать такой выбор, если у нас не хватает на это решимости, если мы не взываем к помощи Божьей воли, к Его божественной шакти, - универсальной силе, божест-венной энергии – тогда нам следует очищать наш ум и сердце постепенно. И в этом огромная польза того, что мы знаем аватара и Его учение.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ КОНТРОЛЬ ЧУВСТВ

       Свами говорит, что сейчас наше тело действует по-своему. У тела свои предпочтения в еде, оно предпочитает сон – работе, а отдых – ходьбе, оно хочет надеть пиджак, чтобы не замерзнуть. У тела свои потребности и желания, и оно побуждает нас выполнять свои требования. Подобно этому действует и наш ум. Всевоз-можные мысли возникают в нашем уме из-за жизни и жизненной энергии. Мысли возникают, эти мысли составляют наш ум, и эти мысли тоже имеют природу желания. Желание – это просто мысль, застрявшая в нашем уме, и нам нужно избавляться от этих мыслей, не давая им ходу. Но в настоящее время у ума есть все эти желания и он живет сам по себе, управляя своей собственной империей, занимаясь только тем, чем хочет. Подобно этому действует и интеллект. Кого-то интересует астрономия, кото-го физика или химия, кого-то политика или что-то еще. И тогда в игру вступает интеллект и увлекает нас по тому или иному пути, как будто ничего другого, кроме интеллекта, не существует. Свами говорит, что всё это неправильно. Всё это – вторичные аспекты нашего «я», и они должны быть подчинены Атме.
       Атма, внутреннее сознание, - хозяин нашей жизни, и он должен управлять телом, чувствами и умом. Что касается чувств. Свами говорит, что вы должны заставлять ум делать то, что нужно, с помощью божественной воли.

                                СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ – ОМ САЙРАМ

Комментариев нет:

Отправить комментарий